Правильное питание
https://www.youtube.com/watch?v=-9yyNUVt8W0&ab_channel=%D0%98%D0%9D%D0%A4%D0%9E%D0%A3%D0%A0%D0%9E%D0%9A
Для правильного развития организма, сохранения высокой работоспособности детям и подросткам необходимо соблюдение режима питания. Изменение интервалов между едой часто приводит к нарушению аппетита у детей и подростков. Прием пищи без аппетита вызывает расстройство работы органов пищеварения, способствует развитию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. При регулярном питании вырабатывается рефлекс на выделение в установленное время наиболее активного желудочного сока, богатого ферментами. Поступающая пища встречает подготовленную почву для активного переваривания.
Длительные перерывы между едой отрицательно сказываются на работоспособности учащихся, поэтому на своевременность приема пищи необходимо обращать должное внимание. Оптимальным для детей школьного возраста является 4-5-разовое питание.
Наиболее целесообразно следующее распределение пищи в течение дня: первый завтрак – 25% суточного рациона, второй завтрак в школе – 15-20%, обед – 35%, ужин – 20-25%. Желательно, чтобы завтрак был горячим.
Во время напряженной умственной работы усиливаются процессы обмена, а следовательно, и потребность в питательных веществах.
В первую половину дня следует использовать продукты, богатые животным белком, а на ужин – молочно-растительные продукты.
Особенно большое значение для растущего организма имеет достаточное содержание в пище белка. В рационе детей и подростков белки животного происхождения должны составлять не менее 50% от общего количества белка в рационе, а при повышенной нагрузке его количество необходимо повышать до 60%. При дефиците белка могут возникать переутомление, снижение работоспособности, ухудшение успеваемости. Поэтому продукты с большим содержанием белков (мясо, рыба, творог, яйца) обязательно должны быть в меню первого и второго завтраков учащихся – они повысят умственную работоспособность детей в школе. Если при 3-разовом питании усваивается 82-84% белка, то при 3-разовом – только 75-76%.
Для деятельности высших отделов центральной нервной системы небезразлично и содержание в пище полноценных жиров ( в особенности сливочные и растительные масла) и углеводов. Во время напряженной работы возникает высокая интенсивность обменных процессов в головном мозге, причем в качестве энергетического ресурса преимущественно используется глюкоза. Деятельность головного мозга зависит от снабжения его глюкозой почти в такой же степени, как и от снабжения кислородом.
Полноценное питание невозможно и без витаминов, которые как катализаторы участвуют в обменных процессах организма. Потребность ребенка в витаминах относительно высока, так как количество их на 1 кг веса должно быть значительно больше, чем у взрослых. Нельзя забывать, что зимой и весной потребление витаминов с пищей заметно уменьшается, а это может вызвать гиповитаминозные состояния: ухудшение самочувствия, более быструю утомляемость во время занятий. Для предотвращения этих нежелательных явлений следует употреблять продукты, содержащие витамины (зелень, фрукты, овощные и фруктовые соки, варенье) или поливитаминные препараты, выпускаемые промышленностью в виде драже и сиропов.
Энергозатраты организма ребенка увеличиваются при интенсивной умственной деятельности, усиленных занятиях физкультурой и спортом, совмещении учебы с работой. Энергетический баланс зависит от пола и возраста учащегося: в подростковом периоде потребность в энергии увеличивается в связи с усилением деятельности желез внутренней секреции, интенсивными процессами роста и развития организма.
Пример: величины суточных энергетических трат школьников в зависимости от их возраста и учебной нагрузки таковы: 9-10-летние дети в среднем тратят 2300 ккал, а в дни с уроками труда и физической культуры – 3400 ккал в сутки.
За 5-6 часов учебных занятий энергетические траты учащихся составляют около 600 ккал. У тех, кто не завтракает в школе, к концу учебного дня значительно снижается умственная работоспособность, гораздо быстрее накапливается утомление.
Большинство учащихся и родителей, как правило, осознают важную роль питания для сохранения здоровья, но недостаточно информированы о том, какие факторы питания являются наиболее важными.
Только усилия врачей и педагогов не в силах решить проблему организации рационального питания детей и подростков. Известно, что первостепенную роль в воспитании у ребенка навыков гигиены питания играет его ближайшее социальное окружение – семья, родители, которые с первых дней жизни ребёнка являются примером для подражания и формирования элементарных «правил еды».
В семьях, где присутствует культура питания, в рационе не должны преобладать следующие пищевые продукты:
– жареные во фритюре пирожки, пончики, картофель фри, чипсы;
– кондитерские изделия, сладости, жевательные резинки;
– газированные безалкогольные напитки, особенно содержащие тонизирующие компоненты («Пепси-кола», «Кока-кола» и др.);
– копченые продукты;
– острые блюда и приправы, соусы (уксус, перец, горчица, аджика, кетчуп и др.);
– фаст-фуд (гамбургеры, чизбургеры, хот-доги).