Бацькоўскі сход "Фарміраванне здаровага ладу жыцця, культуры бяспекі жыццядзейнасці вучняў"
Цель: способствовать сознанию родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью и безопасности
Задачи:
показать значимость здорового образа жизни для развития нравственных качеств и профессионального становления личности ребёнка, будущего их утверждения в жизни;
убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения ребёнка;
сформировать у родителей адекватное понимание проблемы существования болезней алкоголизма, наркомании, токсикомании; желание предупредить проблему.
ориентировать родителей на повышенное внимание к состоянию здоровья и безопасности своих детей.
Ход собрания
Сократ: «Здоровье - не всё, но всё без здоровья – ничто».
На протяжении уже многих лет проблемы здоровья, в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан.
В настоящее время проблема здоровья приобретает глобальный характер и особенно проблема охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения как одного из условий успешного социального и экономического развития нашей страны. Здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. В Конвенции по правам ребёнка прописано его право на здоровый рост и развитие.
По данным Минздрава РБ только 10% выпускников школы являются здоровыми. На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья, ведь результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь четвёртую часть первоклассников.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поэтому каждое образовательное учреждение старается организовать свою систему по вопросам улучшения здоровья подрастающего поколения.
В школе преобладают учащиеся со второй группой здоровья, с основной физкультурной группой так же больше обучающихся. Эти цифры остаются так же стабильными, но эти показатели не говорят о том, что дети в хорошей физической форме и здоровы.
По данным медицинского осмотра самыми распространенными заболеваниями среди обучающихся считаются нарушение осанки, с пониженной остротой зрения, заболевания ЖКТ, ожирение заболевание почек, ВСД, хронический тонзиллит, бронхиальная астма, ВПС.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия», а не только как отсутствие болезней и физических недостатков. Можно рассмотреть различные факторы, влияющие на здоровье: образ жизни, окружающая среда, экология, социальный статус. Создаем мы их сами, поэтому в наших руках, чтобы они благоприятно влияли на наше здоровье.
В силах педагога: обеспечить грамотность в вопросах здоровья, сформировать мотивацию на ведение здорового образа жизни, воспитать ответственность за собственное здоровье и здоровье близких. Но все же, ребёнок, не заботящийся о своём здоровье, не мотивированный на его сохранение и укрепление, на ведение здорового образа жизни, при всём старании учителей остаться здоровым в современных условиях не сможет.
Многие из них осознают, что необходимо быть здоровым, красивым, успешным, но почему-то все равно правила ЗОЖ не соблюдают, подростки ради интереса все равно пробуют спиртные напитки, наркотические или токсические вещества, курение. Знаю, что нельзя, но делаю!
Конечно, мы не можем не обратиться к такому фактору, влияющему на введение ЗОЖ у детей, как образ жизни в семье. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
У учащихся и их родителей не всегда сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
Администрация и педагоги школы стараются проводить как можно больше мероприятий, направленных на формирование здорового и безопасного образа жизни. Это классные часы, походы, оздоровительные процедуры, физкультурно-спортивные мероприятия.
Забота о воспитании здорового ребенка должна являться приоритетной не только в работе образовательной организации, но и в семье. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
Рост количества заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребенка (гиподинамии) неизбежно происходит ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Прежде всего, не забывайте напоминать ребенку о необходимости соблюдения правил здорового и активного образа жизни. Старайтесь подавать положительный пример! Пусть в вашей семье появится прекрасная традиция: гулять каждые выходные в парке, кататься на лыжах, велосипедах, коньках; а если таковые уже есть, то это прекрасно. Прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.
Старайтесь в доме создавать благоприятную для сохранения здоровья обстановку и не забывайте про спокойный, доброжелательный психологический климат.
Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок и специй и консервантов.
У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенок насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.
Помните, здоровье ребенка в ваших руках!
Ещё один важный вопрос – безопасность учащихся. Существуют различные определения понятия «безопасность». Рассмотрим некоторые из них.
Безопасность – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз.
Безопасность – положение, при котором не угрожает опасность кому-чему-нибудь.
Безопасность – это условия, при которых действия или бездействия по отношению к объекту не влекут за собой негативных последствий.
Безопасность – многозначное понятие, характеризующее в первую очередь защищённость и низкий уровень риска для человека, общества или любых других субъектов, объектов или их систем.
Безопасность – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и нанесения ущерба.
Безопасность – обеспечение сохранности от угроз для жизни и здоровья человека.
Проблема безопасности детей сегодня является одной из самых серьёзных и актуальных, т.к. опасность подстерегает наших детей везде: на дороге, во дворе, в подъезде дома, да и в любом месте, где может находиться ребёнок.
Основная ответственность взрослых по отношению к детям – это обеспечение безопасной среды, в которой дети могут жить и развиваться без угрозы для их жизни и здоровья. Поэтому мы всегда должны быть во всеоружии, чтобы суметь предотвратить те угрозы, которые могут негативно отразиться на здоровье и жизни детей.
Безопасность ребенка во время пребывания в школе
Несмотря на то, что руководство школы несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, правила и контроль в учреждениях образования ужесточаются, а правила безопасности учащиеся изучают на уроках ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), дети все равно попадают в неприятные ситуации, таящие в себе опасность. Обязательно рассказывайте детям о правилах безопасного поведения в учреждении, это поможет избежать множества проблем.
Если же ребенок попал в опасную ситуацию, то нужно как можно скорее сообщить о случившимся учителю. А если ваше чадо почувствовало себя плохо, то педагог должен довести его до медицинского кабинета, в том случае, если у ребенка есть особые заболевания, родители должны изначально рассказать о них учителю и медицинскому работнику учреждения.
Объясните ребенку, что не стоит решать конфликты с одноклассниками кулаками, лучше это сделать мирным путем, просто поговорив, это намного эффективнее. И тем более не стоит ввязываться в чужие драки, лучше сообщить о происходящем учителю, чтобы прекратить конфликт.
Правила на дороге
В процессе обучения детей правилам дорожного движения, основная задача родителей и педагогов — сформировать три основных навыка поведения, которые помогут ребенку сориентироваться в дорожных ситуациях.
Навык сосредоточения внимания – это граница, перед которой необходимо останавливаться, выдерживать паузу, для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыслями.
Навык наблюдения – ребенок должен видеть предметы, окружающие его, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге) так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т.д.), закрывающие обзор проезжей части и воспринимать их как потенциальную опасность.
Навык самоконтроля– ступая на проезжую часть спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые требуются для перехода дороги.
Безопасность в Интернете
Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но в то же время, Сеть таит в себе много опасностей. Обязательно нужно поговорить с детьми, объяснить, что могут возникать различные неприятные ситуации и то, как из них лучшим образом выходить. Помните, что безопасность ваших детей в Интернете, на 90% зависит от вас.
Общие правила безопасности при работе в Интернете:
1. Установите несколько четких и жестких правил для ребенка, чтобы контролировать расписание, время подключения и способ использования им Интернета. Убедитесь, что установленные правила выполняются. Особенно важно контролировать выход ребенка в Интернет в ночное время.
2. Хороший антивирус – союзник в защите Вашего ребенка от опасностей Интернета.
3. Ребенку не следует давать свой пароль кому-либо, за исключением взрослых членов семьи.
4. Следует объяснить ребенку, что он не должен делать того, что может стоить семье денег, кроме случаев, когда рядом с ним находятся родители.
Рекомендации родителям
- Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете.
Посещайте Сеть вместе с детьми
- Научите детей доверять интуиции.
- Если их в интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.
- Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире
Уважаемые родители! Ожидая от школы получения качественных знаний в условиях безопасной жизнедеятельности, социальной поддержки, разделяя её ценности, мы должны понимать, что все становится возможным, лишь если каждый делает все, что от него зависит.
Помните, если Вы нарушаете правила, ваш ребенок будет поступать так же! Только вместе в наших силах сформировать навыки безопасного поведения, воспитать сознательного и грамотного гражданина. И тогда мы с гордостью будем говорить: это наша школа, это моя школа.